Алексей Саврасов. Грачи прилетели

Многие русские художники изображали на своих картинах родную землю. Среди них особенно выделяется Алексей Саврасов и его знаменитое произведение «Грачи прилетели» - высочайший образец пейзажа. На обаятельной картине показано, как в Россию приходит весна.
Известные картины
6. Sep 2023
Алексей Саврасов. Грачи прилетели

Что изображено на пейзаже

Сельская окраина с корявыми березками занимает холм. О том, что приближается весна, можно судить по ее галдящим и суетливым вестникам-грачам. Сереньким днем они заняты обновлением старых гнезд и созданием новых. Чувствуется свежесть и прозрачность воздуха. Дощатый забор отделяет от холма избы, возвышающуюся старинную церквушку и колокольню, у которой на стенах облупилась штукатурка. Проталины отражают голубизну неба, которое частично покрыто облаками. Заметна рыхлость осевшего и потемневшего снега, который рядом с забором выглядит мягким и розоватым. Неяркие солнечные лучи позолотили сугробы, каменная старинная колокольня немного порозовела, а медные колокола «зажглись». Мы видим стремление молодых побегов к свету, а с правой стороны от лужи – зацветающую вербу – символизирующую на Руси весну, Воскресение и бессмертие. Пейзаж наполнен весенним настроением и радостью от того, что природа возрождается.

Работа над эскизами и картиной

До 70-х годов XIX века художник преимущественно выезжал работать в Подмосковье. Позже он начал путешествовать по провинции. В конце 1870 года Саврасов поссорился с руководством училища, которое упрекало его за то, что он занимается с небольшим количеством учеников. У Алексея Кондратьевича забрали казенную квартиру. Художник сильно расстроился и попросил дать ему 6 месяцев отпуска, чтобы он мог написать зимние волжские пейзажи, заказанные, по всей видимости, Павлом Третьяковым. Саврасов забрал свою семью и поселился с ней в Ярославле, где заболела его жена Софья Карловна и умерла их новорожденная дочь. По мнению некоторых исследователей творческого наследия художника, созданием первых рисунков и этюдов к своему знаменитому произведению он занимался на территории Ярославля и его окрестностей. В 1871 году Саврасов отправился в Костромскую губернию, село Молвитино (нынешнее Сусанино). Здесь он работал над этюдами к картине, о чем можно судить по надписи в ее левом нижнем углу. Эта поездка состоялась по просьбе его жены. После того, как умер их третий ребенок, Алексей Кондратьевич был убит горем, а его супруга заболела, но все же считала, что любимое дело приведет ее мужа в чувства. По словам заведующей Сусанинского краеведческого музея Маргариты Соколовой, в Молвитино Саврасова пригласили местные купцы Шапошниковы. Существует и другая версия, согласно которой художник занимался созданием декораций к оперному спектаклю «Жизнь за царя» и ему понравились местные пейзажи. Когда он посетил Молвитино, была ранняя весна. Алексей Кондратьевич вернулся в Ярославль, где продолжил работу над полотном. Потом он поехал в Москву, где занимался доработкой композиции. Своей картине он дал название «Вот прилетели грачи».

Реальность и фантазия художника

В Молвитино был развит меховой промысел. Центр села выделяется Воскресенской церковью, окруженной купеческими домиками. Художник жил в двухэтажном особняке, который не сохранился до наших дней. Принято считать, что из его окна открывался пейзаж, перенесенный Саврасовым на полотно. Но на самом деле вид церкви отсюда совсем другой. Выяснить, с какого ракурса писались эскизы, очень трудно. Во время спуска по улице от дома храм визуально уменьшается в размерах, хотя и находится на возвышенности. На полотне он написан сверху. По мнению искусствоведов, «Грачи прилетели» - составная картина. Во время написания заднего плана Саврасов находился в долине Волжницы, а церквушка, вероятно, была изображена, когда он стоял перед подъемом на молвитинский холм. Позже художник написал верхний вид храма, опираясь на свое воображение. Реально такой вид церкви открывается только во время полета над ней, но у Саврасова точно не было квадрокоптера и даже воздушного шара. Храм на картине изображен не точно. Четверик пододвинут к колокольне, а трапезная вообще отсутствует.

Судьба и значение картины

В 1871 году картина, размером 62х48,5 сантиметров экспонировалась на двух выставках. Первую организовало Московское общество художеств, а вторую – Товарищество передвижников, к созданию которого автор полотна имел непосредственное отношение. До выставок пейзаж «Грачи прилетели» был приобретен Павлом Третьяковым. Императрица Мария Александровна из-за этого расстроилась, так как ей досталась лишь копия картины. Государственная Третьяковская галерея до сих пор хранит оригинал этого шедевра. Саврасов создал канон русского лирического пейзажа, идеально воплотил на полотне весну в России. Впоследствии ради заработка он написал многочисленные копии картины «Грачи прилетели». Критики писали, что русская пейзажная живопись изменилась благодаря этому произведению. Они выделяли ее новизну и смелость, несмотря на простой сюжет. По мнению художника Исаака Левитана, «Грачи прилетели» можно причислить к лучшим картинам, написанным Саврасовым, художником с «мягкой, хорошей душой, которому все это дорого и близко…». По точному высказыванию музыковеда и критика Бориса Астафьева, это произведение Саврасова открыло «новое ощущение весны и весеннести».

 

Важная информация!

Вы можете всегда посмотреть оригинал картины "Грачи прилетели" в нашей галерее картин www.Kibart.ru

Если вы художник - разместите свои работы в картинной галерее Kibart.ru

Категории
Новости
Самые последние новости
Статьи
Статьи на интересные и полезные темы
Искусство - наше все
Все о мировом искусстве
Известные картины
Самые известные работы мировых художников
Известные художники
Все самое интересное и актуальное о художниках мирового масштаба