Питер Пауль Рубенс — нидерландский художник, гравер, представитель течения барокко. Живописец известен, как мастер портретного жанра, автор пейзажей, гигантских картин и могущественных образов на полотнах.
Питер Рубенс — шестой ребенок Яна Рубенса, юриста из почтенного рода ремесленников. За 6 лет до рождения мальчика главу семейства арестовали по ложному доносу о его якобы связи со знатной особой. После жестоких допросов Ян Рубенс сознался в том, чего не делал и отправился за решетку. Он отбывал наказание в течение двух лет в немецком городке Дилленбурге.
После выхода из тюрьмы из-за отказа от католической веры отец Питера не мог работать по специальности. Однако после нескольких тяжелых лет существования семьи на скромный доход от сдачи жилья, Ян Рубенс отказался от прежних вероубеждений и снова стал практикующим юристом.
Питер получил неплохое образование в стенах родительского дома. Отец обучал детей азам Священного писания, преподавал французский и латинский, но все закончилось после внезапной смерти Яна Рубенса. Мужчина скончался от лихорадки.
Первое время денег, оставленных отцом семье, еще хватало на питание и обучение Питера в элитной светской школе, но после свадьбы сестер 13-летнему мальчику пришлось стать пажом принцессы де Линь. В знатном семействе подросток научился изысканным манерам, умению изящно одеваться и не менее красиво говорить. Кроме того, настойчивый Питер смог даже продолжить обучение, получая поддержку от государства.
Пробыв в услужении год, юноша принял решение стать художником. О своем желании он рассказал матери и начал поиски учителей живописи. Сначала юноша копировал гравюры из Библии, затем занимался в мастерских фламандских художников.
На становление собственного стиля Рубенса повлияло его обучение в классе знаменитого тогда в Антверпене (город в Бельгии) художника и гравера Отто ван Веена. В это время начинающий живописец полюбил античных классиков, кроме того, учитель, настаивал на идее поддержки молодых авторов влиятельными покровителями. Без этого, по его мнению, таланту не пробиться.
Несмотря на то, что Рубенс уже сам преподавал, он продолжал много учиться. Картины этого периода почти не сохранились. Юноша писал, но не было той легкости и виртуозности, к которой мастер придет позже. В 1600 году в поисках учителей и вдохновения Питер отправился в Италию.
Рубенс посетил Париж, далее его путь лежал в Венецию. О молодом талантливом живописце стало известно в высоких кругах. Очень быстро коллекционер герцог Гонзага пригласил художника на службу. Во дворце Питер Пауль познакомился с произведениями Корреджо, Тициана, Джулио Романо.
В годы работы у герцога художник много путешествовал, побывал во Флоренции, Парме, Вероне, он переписывал полотна прославленных современных мастеров, делал копии произведений античных авторов.
Среди работ была «Тайная вечеря Леонардо да Винчи, картины Микеланджело и Рафаэля. Рубенс не просто копировал изображение, он исправлял подмеченные им ошибки, играл со светом и тенями.
Одной из известных оригинальных работ Рубенса 1603 года стала картина, написанная в Испании — «Конный портрет герцога Лерма». Автор вдохновился работой Тициана, он выполнил произведение в военной тематике, на полотне герцог изображен в доспехах и с жезлом. В отличие от оригинала в работе больше динамики, лицо главного героя обращено к зрителю. Катрина относится к портретному жанру барокко.
У царственных особ часто возникало желание оставить умного, талантливого человека при дворце. Ему предлагали место при испанском дворе, однако он отказался. Также мастер не поехал в Париж для работы над созданием картинной галереи.
«Воздвижение креста», «Самсон и Далила», «Снятие с креста», «Страшный суд», «Успение Пресвятой Девы Марии», «Беседка из жимолости», «Три грации», «Похищение дочерей Левкиппа», «Союз Земли и Воды».
Рубенс писал быстро, уверено, в его работах видно динамику и жизнь. Мужчины на его зрелых полотнах были крепкими, с сильными, мускулистыми телами, женщин автор наоборот показывал полными, мягкими, но не менее красивыми. Художник даже в религиозных сюжетах использовал обнаженную натуру, он не считал постыдным изображать плоть.
По старой нидерландской традиции художник накладывал краску жидкими слоями, сквозь них видны основные цветовые «пятна» композиции. Переходы теней на картинах плавные и незаметными, мазки — длинные, словно написанные одним взмахом руки. В поздних работах Рубенс мастерски показывает движения персонажей, позы людей на полотнах изображены естественно и живо. Складки на одежде, кончики перчаток, завитки волос — все прорисовано с мельчайшими подробностями.
Рубенс не выставлял свою жизнь напоказ. На протяжении всей жизни он был верен женам. Первая супруга художника умерла в возрасте 34 лет от чумы во время эпидемии. Мастер тяжело переживал смерть любимой женщины, несколько лет он не писал. От союза с Изабеллой Брандт у него осталось трое детей, художник любил изображать жену и детей на полотнах, он словно собирал семейный альбом.
В 1630 году Рубенс почувствовал, что снова может любить, на тот момент живописцу было 53 году, а его избраннице всего 16. С Еленой Фоурмен он прожил до конца своей жизни, молодая жена родила ему пятерых детей — один из них появился на свет уже после кончины Рубенса. Художник писал портреты Елены и детей, также создавал полотна интимного характера с женой в главной роли. На картине «Шубка» женщина изображена, выходящей из ванны, закрывающая обнаженное тело в меховую накидку.
За всю жизнь художник создал около 1300 картин, кроме того он работал над эскизами, гравюрами, рисунками, писал объемные изображения в церквях. За 6 лет до смерти художника пригласили украсить родной город Антверпен к приезду правителя Нидерландов. Рубенс руководил подготовкой, но на саму церемонии приехать не смог — сильный боли из-за мучавшей его подагры уложили гения в постель. Он успел составить завещание и умер во время очередного приступа 30 мая 1640 года.
Вы можете всегда посмотреть картины "Питера Пауля Рубенса" в нашей галерее картин www.Kibart.ru
Если вы художник - разместите свои работы в картинной галерее Kibart.ru