На «Портрете Марии Лопухиной» мы видим молодую красивую девушку с милым, нежным, обаятельным лицом, которое дышит свежестью. Освещение картины и угол зрения на нее влияют на восприятие взгляда красавицы. С одного ракурса он кокетливый и насмешливый, с другого – задумчивый и мягкий, а с третьего – равнодушный и надменный.
Фоном героине служит пейзаж, который по своей цветовой гамме гармонирует с одеждой девушки. Женское тело изгибается, как склоненные колосья, белизна берез становится отражением платья красавицы, шелковый пояс перекликается с голубыми васильками, а поникшие розовые бутоны – с нежно-лиловой шалью.
Картина Боровиковского наполнена легкостью, нежностью, чистотой и естественностью. Меланхоличный образ героини выделяется необыкновенно мягкими чертами лица. В ней чувствуется внутренняя гармония.
Родителями Марии Лопухиной были отставной генерал, граф Иван Андреевич Толстой и Анна Федоровна Майкова. Владимир Боровиковский написал портрет 18-летней девушки, на которой недавно женился егермейстер Степан Авраамович Лопухин. После свадьбы его молодая жена стала владелицей села Богородского (Московская губерния), которое ей подарил муж. Он же был заказчиком портрета.
Манкой и воздушной женщине-загадке с острым умом и затаенной иронией, казалось бы, уготована счастливая судьба, любовь, достаток и долголетие, но все оказалось совсем не так. Родители Марии Ивановны настояли, чтобы она вышла замуж за нелюбимого ею Степана Авраамовича, мужчину с буйным нравом и неуравновешенным характером. Счастья в их браке не было.
24-летнюю Марию Ивановну сразила чахотка. Она умерла в 1803 году, не родив ни одного ребенка. Местом погребения молодой женщины стала фамильная усыпальница Лопухиных, расположенная в Спасо-Андрониковском монастыре. У ее мужа-вдовца больше не было жен. Он пережил супругу на 11 лет.
Степан Авраамович украсил свой дом портретом покойной жены. К Лопухиным ходили молодые родственницы посмотреть на картину. Через некоторое время пошли слухи об одном странном обстоятельстве – смерти незамужних девушек, которые любовались портретом Марии Ивановны. С тех пор у картины появилась дурная слава. Посетители салонов говорили, что портрет Лопухиной забрал жизни более 10 незамужних девиц.
Позже племянница покойной жены Степана Авраамовича, Прасковья, отцом которой был Федор Толстой, брат Марии Ивановны, повесила картину в своем доме, о чем узнали молодые дворянки. Слухи об ее негативном воздействии на барышень снова стали активно распространяться.
Говорили, что граф Иван Андреевич Толстой входил в масонскую ложу и как ее магистр участвовал в магических обрядах. По слухам, отставной генерал поместил в картину дух Марии Ивановны, который забирает жизнь каждой незамужней девушки, увидевшей таинственный портрет.
Именно Ивана Андреевича, который якобы увлекался оккультизмом, обвиняли в смерти дочери. Мол, магические изыскания Толстого от дьявола, из-за чего Бог решил лишить его самого дорогого – красавицы-дочери, потерю которой он сильно переживал, поэтому якобы решил сохранить ее дух в портрете.
На самом деле, скорее всего, Марию Лопухину погубила мода. Молодая женщина ходила в муслиновых невесомых платьях, которым в народе дали название «чахоточные». Эта легкая, воздушная одежда совершенно не согревала тело. Модница могла простудиться и подхватить чахотку. Сырой петербургский климат этому способствовал.
Портретом много лет владели родственники Лопухиной. Прасковья Толстая вышла замуж. Ее супругом стал московский губернатор Перфильев, который однажды пригласил в гости Павла Третьякова. Известный российский коллекционер купил картину во второй половине 1880-х годов.
Если вы хотите увидеть «Портрет Марии Лопухиной» - идите в Третьяковскую галерею. Сегодня эту картину уже не считают «проклятой». На ней сохранилась красота и таинственная прелесть молодой девушки.
Вы можете всегда посмотреть оригинал картины "Портрет Марии Лопухиной" в нашей галерее картин www.Kibart.ru
Если вы художник - разместите свои работы в картинной галерее Kibart.ru