Вторая половина 19-го столетия. Сюжет, изображенный на знаменитом пейзаже Василия Поленова, разворачивается ясным летним днем в типичном московском дворике того времени.
Зеленую лужайку окружают дома, сараи и деревянные заборы. На ней можно увидеть играющих детей – улегшихся на траву двух мальчиков, которые гладят кошку, сидящего недалеко от них плачущего маленького ребенка и светловолосую девочку (предположительно старшую сестру малыша) с сорванным цветком в руках. Вдалеке, рядом с сараем, видно женщину, несущую ведро, подошедших к колодцу кур и телегу с лошадью. Далее находится забор, а перед ним – натянута веревка с развешанным на ней бельем.
В центре картины изображено старинное жилое здание с покосившимися надворными постройками. Сарай выделяется обветшалой и прогнувшейся крышей с проросшим сквозь нее деревом. За ним видна старая церковь с куполом, который удачно сочетается с ярко-голубым небом. Стены храма покрыты отражениями облаков, а солнце придает блеск куполам.
На картине заметно совмещение двух горизонтов – земного и небесного. Верхняя часть пейзажа занята ярким голубым небом с переливающимися, исчезающими и снова появляющимися облаками разных форм. Нижний горизонт усеян сочной травой с блестящей утренней росой.
Церковь – хранительница чистоты, безмятежности и спокойствия. Люди живут в этом дворе под покровительством самого Бога. Малыши символизируют жизнь и дают надежду на то, что этот маленький дворик будет существовать еще много лет.
В 1877 году Василий Поленов покинул Петербург. В Москве живописец занялся поисками съемной квартиры, которую он также хотел использовать как мастерскую. В июне художник нашел то, что искал. Он поселился на Арбате в «доме Баумгартена», расположенном в месте, где пересекались Трубниковский и Дурновской переулки.
За окном квартиры можно было увидеть белую усадьбу в разросшемся саду с сараем. Пейзаж дополнен зеленой лужайкой, которую окружали дома, и двумя древними церквями. Очаровательный дворик сразу понравился Поленову, который любил природу, солнце и радостные виды.
Над первым наброском картины Василий Дмитриевич работал быстро. Пейзаж был закончен к концу лета 1877 года. В следующем году его показали в Москве на шестой выставке передвижников. Картина понравилась Павлу Третьякову, который ее приобрел. Затем пейзаж передали в Государственную Третьяковскую галерею, где он находится до сих пор.
Также известно о безлюдном варианте картины «Московский дворик», которую получил в дар от Поленова писатель Иван Тургенев. Принято считать, что дети, кошки и куры появились на ней благодаря развитому образному мышлению художника.
Передний план «Московского дворика» занят Преображенской церковью на Песках, построенной из дерева в первой половине 17-го столетия. Примерно через 20 лет здесь началось строительство пятиглавого белокаменного храма, который впоследствии был поврежден во время двух пожаров. В 1877 году московские строители завершили его восстановление.
Задний план картины привлекает внимание Николаевской церковью в Плотниках, построенной в 1625 году из дерева. Каменный храм на ее месте возвели через 45 лет.
Сегодня от пейзажа Поленова здесь мало что осталось. Солнечная лужайка сменилась мощеными плиткой улицами, а сад и сарай – серыми зданиями, отелями и офисами на фоне современных высоток-книжек, расположенных на Новом Арбате. Дома Баумгартена тоже нет. Это место использовали для строительства конструктивистского жилого комплекса.
Николаевский храм в Плотниках не сохранился. Он был снесен в первой половине 1930-х годов. Теперь на его месте можно увидеть жилую сталинку. Преображенскую церковь закрыли в то же время, но в середине 20-го века ее здание переоборудовали под студию «Союзмультфильма». В начале 1990-х годов состоялось открытие обновленного храма.
Вы можете всегда посмотреть оригинал картины "Московский дворик" в нашей галерее картин www.Kibart.ru
Если вы художник - разместите свои работы в картинной галерее Kibart.ru