Уроженец Санкт-Петербурга, будущий художник появился на свет на Рождество в 1865 году. Его родители были композиторами. Рисовать Серова научил немецкий гравер Карл Кеппинг. Затем Валентин отправился в Париж к Илье Репину. В 1880 году они вернулись в Россию и летом поехали в Крым, а потом – на Украину. Друзья посетили места, где раньше была расположена Запорожская Сечь.
С наступлением осени Валентин в качестве вольнослушателя посещал занятия в Императорской академии художеств и занимался в частной студии, которую открыл Павел Чистяков.
В 1886 году Серов работал над этюдами «Зима в Абрамцеве». В конце весны он приехал в Едимоново (Тверская губерния) погостить у семьи Симонович, где встретил и влюбился в Ольгу Трубникову, а потом создал несколько ее портретов. Осенью он ушел из Академии и поселился в московском доме предпринимателя и мецената Саввы Мамонтова.
В 1894 году Валентин Александрович присоединился к передвижникам. В это же время он закончил писать картину «Александр III с семьей», после чего Серов и Коровин отправились на Русский Север, где работали над этюдами.
Серов женился на Ольге Федоровне Трубниковой, которая родила ему шестерых детей. Знакомые не описывали Валентина Александровича, как приятного и обаятельного человека. Для него была характерна мнительность и переменчивое настроение. При этом Серов постоянно работал с людьми. Его модели-заказчики должны были подчиняться жестким требованиям художника. Иногда им приходилось позировать Серову месяцами.
В 1887 году художник написал знаменитую «Девочку с персиками». На картине можно увидеть 11-летнюю Веру Мамонтову, отцом которой был известный меценат. 22-летний Серов даже не подозревал, что этот портрет прославит его на века.
Иван Абрамович Морозов появился на другой известной картине Валентина Александровича. Коллекционера живописи он изобразил на фоне «Фруктов и бронзы». Этот натюрморт создал Анри Матисс.
Стилизация служила Серову для воплощения его замыслов. В этом он был похож на членов объединения «Мир искусства», о чем можно судить по его «Похищению Европы». На этом декоративном полотне художник изобразил дельфинов, увлекающих зрителей в древние времена. В качестве ассоциации на ум приходит этрусский килик и бог Дионис, под воздействием чар которого пираты стали дельфинами. Европу Серов изобразил, как бычью голову, что является прямой перекличкой с работами античных мастеров.
Для создания «Портрета Александра III» Валентин Александрович использовал посмертные фото государя, который оказал помощь его маме в издании музыкальной критики отца художника. Император выделил на эти цели три тысячи рублей.
Серов работал и над портретом Николая II. Когда Валентин Александрович умер в 1911 году, то оставил жене свои картины, шестерых детей и долги. Вдова художника бедствовала. Об этом стало известно Николаю II. Он выделил ей личные средства для оплаты всех долгов.
В 1905 году Серов написал портрет Шаляпина, используя холст и уголь. Знаменитого баса он изобразил, как успешного артиста.
Федор Иванович дружил с Серовыми. Отец живописца написал оперу «Юдифъ», в которой партия Олоферна прозвучала в исполнении Шаляпина.
Федор Иванович ходил в гости к Валентину Александровичу. Однажды он пришел к художнику в нетрезвом состоянии и столкнулся с негостеприимным поведением прислуги, которая не хотела пускать певца в дом. Серов жутко рассердился. С тех пор такие инциденты больше не повторялись.
Романовы стали героями художественного цикла Серова. По заказу московского издателя Иосифа Кнебеля он написал «Петра I». Репродукция этого полотна попала в книгу «Картины по русской истории». Император на портрете Серова кардинально отличался от общепринятого в то время художественного образа Петра Великого.
Вы можете всегда посмотреть картины "Валентина Серова" в нашей галерее картин www.Kibart.ru
Если вы художник - разместите свои работы в картинной галерее Kibart.ru