Писателю, историку и журналисту Сигизмунду Либровичу удалось узнать, что Орест Кипренский получил заказ на создание портрета знаменитого поэта от его друга и однокашника по Царскосельскому лицею Антона Дельвига. Накануне Пушкин вернулся в Петербург из Михайловского, куда его отправили в ссылку. Дельвиг попросил художника дополнить портрет Музой, которой послужила небольшая античная бронзовая статуя с лирой, установленная за спиной поэта.
Кипренский писал портрет Пушкина с натуры в первой половине лета 1827 года. Они прибыли на Фонтанку во дворец Шереметьева, где и проходили сессии. Для создания портрета художник использовал холст и масляные краски. Итоговая картина получилась размером 63х54 сантиметра.
Александр Сергеевич посвятил Оресту Адамовичу стих со следующими строками: Себя как в зеркале я вижу, Но это зеркало мне льстит.
В том же году Академия художеств проводила свою выставку, на которой состоялся первый показ портрета Пушкина. Произведение Кипренского получило многочисленные восторженные отзывы.
Когда Дельвиг умер, вдова Антона Антоновича, Софья Михайловна, продала картину Александру Сергеевичу, который отвез ее на Мойку в дом Волконской, в свою последнюю квартиру, где она заняла видное место. Похоронив мужа, вдова Пушкина, Наталья Николаевна, хранила портрет у себя. Позже его получил сын поэта Александр.
Николай Уткин создал гравюру по картине Кипренского, которую ему заказал все тот же Дельвиг. В середине 1870-х годов Николаем Ге была создана масляная копия портрета.
Родственники Пушкина, Павлищевы, хранили у себя другую живописную копию картины. Говорили, что ее создал сам Кипренский.
Младший брат поэта, Лев Пушкин, передал своим наследникам пастельную реплику портрета, которую они отвезли в Болдино, а потом передали Пушкинскому дому. Родственники классика русской литературы были уверены, что автором этой копии является Кипренский.
В 1916 году портрет попал в Третьяковскую галерею, которой его продал внук «солнца русской поэзии» Григорий Пушкин. Там картина находится до сих пор.
Кипренский создал поясной портрет Пушкина, который повернул голову в левую сторону и скрестил руки на груди. Александр Сергеевич имеет изысканный и элегантный вид в сюртуке, для пошива которого использовалась гладкая темная ткань. Его белая рубашка частично представлена воротником.
Шея Пушкина закрыта широким шелковым галстуком с мягким атласным блеском. По клетчатому шотландскому пледу на правом плече прочитывается намек на Байрона, литературным последователем которого считал себя Пушкин.
В притягательном лице Александра Сергеевича совсем не заметна его «африканская некрасивость». Кипренский написал гения с ясными, чистыми глазами и выразительным взглядом. Кажется, что именно в этот момент он сочиняет свой очередной шедевр.
Отдельно следует сказать об аккуратно подпиленных и до блеска отполированных ногтях, белых, нежных и холеных руках, буйной шевелюре и вьющихся бакенбардах Александра Сергеевича. Муза, изображенная за ним, держит в руках лиру.
Пушкин изображен на золотисто-коричневом фоне. Его голова окружена каким-то едва заметным сиянием, «мученическим нимбом», как говорили после смерти Пушкина его почитатели.
Отдельные современники Александра Сергеевича отмечали, что его лицо на портрете выглядит так же, как в жизни. Но критики художника говорили, что от «изменчивого выражения лица», энергии и живости Пушкина на портрете ничего не осталось. Кипренский был раскритикован Брюлловым за то, что глубокий поэт выглядит, как легковесный денди.
Лично знакомые с Пушкиным люди утверждали, что художник не передал «африканскую породу» Александра Сергеевича, который гордился своим прадедом Ганнибалом. Но зато этот портрет с «идеальным изображением гения» полностью удовлетворил поклонников Пушкина.
Вы можете всегда посмотреть оригинал картины "Портрет Александра Сергеевича Пушкина" в нашей галерее картин www.Kibart.ru
Если вы художник - разместите свои работы в картинной галерее Kibart.ru