Натан Альтман. Портрет Анны Ахматовой

Натан Альтман — не первый человек, который задумал написать портрет неординарной русской поэтессы Серебряного века. До этого была работа 1913 года Анны Зельмановой Чудовской, ее Ахматова оценила, как пародию на моду. В этом же году над картиной трудился известный тогда в светских кругах Европы и Америки портретист Савелий Сорин. Художник был учеником Репина, любил писать портреты красивых женщин, а в некрасивых улавливать самое главное. Портрет его руки Ахматова назвала конфетной коробкой.
Известные картины
22. Sep 2023
Натан Альтман. Портрет Анны Ахматовой

Ряд известных живописцев также были создателями ее образа на холсте. Альтман — художник-авангардист (кубист). Убежденные сторонники направления показывали мир в виде геометрических фигур, живописцы сочетали в работе деление формы на элементы, гармонию прямых и ломанных линий.  

Встреча Ахматовой с молодым художникам и его работа над картиной

С 1911 по 1915 года в Санкт –Петербурге работало кафе «Бродячая собака». Все представители «Серебряного века» собирались в атмосферном месте. Ахматова тоже любила там бывать. Как раз в подвале «Бродячей собаки» увиделись Натан Альтман и поэтесса. Встреча произошла в 1913 году. До этого Ахматова уже познакомилась с художником в Париже, во Франции Альтман к тому времени прожил чуть меньше года.

На момент встречи Ахматова была узнаваемой, ее произведения ценили. Натан же — молодой, талантливый художник, ищущий вдохновения в современных направлениях искусства. Влияние на его интересы отразило знакомство с Марком Шагалом и Гумилевым, который был первым мужем поэтессы. В дальнейшем, в Еврейском театре в Москве Натан сменит Марка Шагала в должности художника.

Известен эпизод — когда итальянский художник и скульптор, один из известных живописцев ХХ века Амадео Модильяни узнал о задумке Альтмана, он рассмеялся ему в лицо. Представитель экспрессионизма был убежден, что увлекающейся кубизмом художник не сможет справиться с работой — как перенести такую фигуру на бумагу.

Сюжет и содержание картины

На картине поэтесса сидит на голом табурете, небрежно закинув ногу на ногу. Синее с сочным оттенком платье спадает ровными складками к ногам. Сверху оно без доли стеснения открыто Ахматовой, плечо оголено. Длинные пальцы сложены на животе, спина закрыта легкой шалью ядовито-желтого цвета. Иссиня-черные блестящие волосы женщины собраны в жесткий пучок, на глазах неизменная длинная челка. Локти, колени, черные туфли, табурет, подбородок — все написано под прямым углом, с четкими углами. Лицо повернуто чуть в сторону. на губах блуждает немой вопрос и улыбка. На заднем плане фоном изображены треугольники, неровные пятизвездочные фигуры в светлых серых, голубых, желтых, сиреневых тонах. Пол —неровный, разрезанный геометрическими фигурами коричневатого цвета. Ноги поэтессы словно парят в пространстве, на самом деле они стоят на небольшой деревянной подставке. Ноги в туфлях чуть задевают ее. Все на портрете из ровных линий и углов, хотя в других работах Альтмана нет такого четкого изображения острых предметов. Видимо, здесь живописец-кубист хотел показать строгую, не идущей на уступки женщину с сильным характером. Он запечатлел царственную особу с поэтическим даром и невыносимо сложной судьбой.

О. Л. Делла-Вос-Кардовская, русская, советская художница, график, увидела портрет на вернисаже выставки «Мира искусства». Позже она писала в «Заметках», что картина неправдоподобна и страшна, что Ахматова на ней какая-то зеленая, угловатая.

А поэтесса и была напряженной, скованной, измученной постоянными гонениями и потерей близких. Но, если посмотреть на ее лицо, то можно удивиться легкой улыбке женщины, тронутым радостью губам и будто удивленным глазам. Мечтающей и удивительно непохожей на себя показана Ахматова в работе с одной стороны, гордая, неприступная, какой она и была, — с другой стороны. Неудивительно, что в первое время работа не была принята современниками.

Альтман создал непохожий на других образ Ахматовой. Молодой художник переосмыслил характер поэтессы, и с уверенностью, можно сказать, что у него были на то основания. На полотне загадочная, строгая и вместе с тем романтичная героиня, художник стремился найти форму во всем.

Портрет Альтмана невольно стал роковым для его и ее жизни. Имя поэтессы закрепилось за работой молодого художника, произведение осталось популярным и через 5 лет, и через 20. Сама Анна Ахматова говорила, что не любит эту картину. По словам Чуковской, осенью 1958, глядя на фото работы Альтмана, она выглядела разочарованной, видимо ее уже тяготил образ, тянувшийся за ней всю жизнь.

Портрет Ахматовой в исполнении Натана Альтмана хранится в крупнейшем мире музее русского искусства, в Санкт-Петербурге в «Русском музее» на Инженерной, 2-4Д.

 

Важная информация!

Вы можете всегда посмотреть оригинал картины "Портрет Анны Ахматовой" в нашей галерее картин www.Kibart.ru

Если вы художник - разместите свои работы в картинной галерее Kibart.ru

Категории
Новости
Самые последние новости
Статьи
Статьи на интересные и полезные темы
Искусство - наше все
Все о мировом искусстве
Известные картины
Самые известные работы мировых художников
Известные художники
Все самое интересное и актуальное о художниках мирового масштаба