Михаил Врубель. Царевна-Лебедь

«Царевну-Лебедь» относят к самым загадочным и мистическим картинам, созданным Михаилом Врубелем. Ее сюжет художник позаимствовал из русских сказок и мифологии. Он опирался на знаменитый литературный образ, царевну-лебедь из пушкинского произведения «Сказка о царе Салтане», и героиню одноименной оперы, которую сочинил Николай Римский-Корсаков.
Известные картины
21. Sep 2023
Михаил Врубель. Царевна-Лебедь

«Царевна-Лебедь» - важная картина из «сказочного» цикла Михаила Врубеля, в который она вошла наряду с «Сиренью», «Жемчужиной», «Паном» и другими полотнами художника, созданными с конца XIX по начало XX столетий. Они объединены главными героями, мифологическими персонажами, и временем, это могут быть вечерние сумерки или ночь.

Прототипы сказочной девы

Михаил Александрович работал над «Царевной-Лебедью» в 1900 году. В это же время Частная опера Саввы Мамонтова готовила музыкальную версию «Сказки о царе Салтане», созданную Римским-Корсаковым. Над костюмами и декорациями к опере ее создатели пригласили поработать Врубеля. Премьера спектакля прошла в декабре того же года. Царевна-Лебедь появилась на сцене в исполнении жены художника Надежды Забелы-Врубель, но на картине изображена не она.

По мнению искусствоведа и живописца Николая Прахова, опера Римского-Корсакова не имеет прямого отношения к полотну Врубеля, а жена художника по особенностям своего лица совершенно отличается от героини картины, на которую якобы больше похожа сестра самого Прахова Елена. Николай Адрианович предполагал, что Михаил Александрович наделил царевну чертами своей супруги, дочки, бывшей возлюбленной, а возможно еще какой-то дамы.

По повороту тела и жесту героиня картины похожа на жену художника в сценическом образе из оперы. Ее левая рука с вуалью запечатлена на фотоснимке, на котором Надежда Ивановна изображает Царевну-Лебедь.

История создания картины

В 1899 году княгиня Тенишева предложила Врубелю за солидное вознаграждение расписать балалайки, которые изготовила Талашкинская кустарная мастерская. Художник использовал масляные краски для изображения на деревянной основе Царевны-Лебедь, выплывающей из синеватой темноты, русалки, выглядывающей из водоема, и древнего витязя, пытающегося убить змея.

Писать картину Михаил Александрович начал в апреле 1900 года в Москве, когда мамонтовский театр вернулся из Киева, где прошли его гастроли. «Царевну-Лебедь» еще до ее завершения купил меценат Михаил Морозов.

Сестра Забелы получила от жены Врубеля письмо, в котором Надежда Ивановна жаловалась, что ее муж взял с Морозова за картину мало денег. Изначально он просил полтысячи рублей, но коллекционер начал торговаться. В итоге не написанное полотно было продано за триста рублей, несмотря на то, что оно заинтересовало еще одного солидного покупателя.

Летом супруги Врубели поехали в Черниговскую губернию, где рядом с Плисками находился хутор Ивановский. Там жил художник Николай Ге со своей семьей. У него в гостях Михаил Александрович работал над вторым вариантом «Царевны-Лебедь», который впоследствии попал к барону фон Мекку.

Первый показ картины, приобретенной Михаилом Морозовым, состоялся в 1901 году в рамках выставки, организованной «36-ю художниками». Через девять лет, как завещал меценат Морозов, картина попала в коллекцию Третьяковской галереи, а ее эскизы – в Государственный Русский музей.

Чем нас манит Царевна-Лебедь

Врубель изначально был очарован Царевной-Лебедью, которая состоит из двух природных начал – светлого и темного, воздушного и водяного, теплого и холодного. У этого мистического существа двойственная природа. Царевна-Лебедь – олицетворение двух стихий – небесной, воздушной и темной, холодной, водной.

Загадочная героиня с печальным лицом изображена на картине в ускользающем, манящем, чарующем и в то же время отталкивающем полуобороте. Врубель сконцентрировал внимание на ее чудесном превращении. Присмотритесь к лицу царевны и вы увидите что-то птичье в ее больших глазах. Художник изобразил момент превращения губ в нечто наподобие клюва.

Отдельно следует сказать о шикарном перьевом наряде героини, цветовую гамму которого составляет основной девственный белый, который дополнен многочисленными тончайшими оттенками.

Фоном таинственной деве служат сумеречное море, узкая полоска закатного горизонта и далекий город. Темная вода слилась с небом и отделена от него розовой полоской заката. Сумрачное бескрайнее море постепенно поглощает деву-птицу, которая плывет на фоне темного дремучего леса к таинственным огням на загадочный остров, окруженный тьмой. Создается ощущение, что после этого она больше не обернется и уже ничего не скажет. Царевна-Лебедь уходит вдаль с сомкнутыми устами.

Тонкие черты и худощавый овал лица, полные чувственные губы, огромные, проникновенные и какие-то непостижимые глаза, кружевная фата, сияющая корона и перстень с драгоценными камнями, воздушно-белоснежные крылья, неземная красота и благость… Все это можно увидеть в образе Царевны-Лебедь на картине Врубеля.

Похоже, что Незнакомка Блока частично списана с этой героини. Неслучайно поэт говорил, что «Царевна-Лебедь» - его любимая картина, репродукцию которой он повесил в своей комнате в усадьбе Шахматово, а большому стихотворению, навеянному «Царевной-Лебедью», он дал подзаголовок «Врубелю».

 

Важная информация!

Вы можете всегда посмотреть оригинал картины "Царевна-Лебедь" в нашей галерее картин www.Kibart.ru

Если вы художник - разместите свои работы в картинной галерее Kibart.ru

Категории
Новости
Самые последние новости
Статьи
Статьи на интересные и полезные темы
Искусство - наше все
Все о мировом искусстве
Известные картины
Самые известные работы мировых художников
Известные художники
Все самое интересное и актуальное о художниках мирового масштаба