Михаил Врубель. Демон сидящий

На протяжении всей своей жизни Михаил Врубель хотел избавиться от собственных демонов, которые в итоге становились героями его картин, «страшными, жуткими и неотразимыми», по меткому описанию Федора Шаляпина. Из них отдельно следует выделить «Демона сидящего». Врубель называл его «не воплощенным злом, а олицетворением вечной борьбы», которую ведет «мятущийся человеческий дух». О своем герое художник говорил не как о «злобной», а как о «страдающей, скорбной, властной и величавой» личности.
Известные картины
19. Sep 2023
Михаил Врубель. Демон сидящий

По утверждению Пабло Пикассо, после того как он увидел эту картину, то стал создателем собственного стиля изобразительного искусства.

Иллюстрации к двухтомнику Лермонтова

В 1890 году в России началась подготовка к выпуску юбилейного двухтомника Михаила Лермонтова. Врубель получил предложение о создании иллюстраций к нему, отбором которых поручили заниматься издателю Петру Кончаловскому. Михаил Александрович показал ему рисунки с изображением Демона, позади которого был изображен Казбек. Издатель одобрил эту иллюстрацию, после чего Врубель продолжил работать в снятой для него Кончаловским комнате. Внизу находилась квартира самого Петра Петровича. Ежедневно Михаил Александрович приносил издателю рисунки, которые вызывали у Кончаловского восторг.

Иллюстрировать произведения Лермонтова предложили и другим художникам, но критики были возмущены только черно-белыми зарисовками, созданными Врубелем. Они говорили, что это грубые и уродливые, карикатурные и нелепые рисунки. Но Петр Кончаловский настойчиво их отстаивал и не зря, так как они понравились читателям. К «Демону» Лермонтова Врубель создал 11 иллюстраций.

Работа над картиной и ее последующая судьба

В период сотрудничества с Кончаловским художник начал писать «Демона сидящего». Еще не прошло и года, как он переехал в Москву. Савва Мамонтов предоставил ему студию, находящуюся в его доме, чтобы Врубель мог спокойно там работать.

О написании чего-то «демонического» Михаил Александрович думал, когда еще жил в Киеве. Первую попытку изображения Демона на холсте он предпринял в середине 1880-х годов, но потом художник уничтожил свою работу.

Завершив «Демона сидящего» и передав картину на выставку, Михаил Александрович не прекратил над ней работать. По утрам он прямо в зале занимался ее переписыванием, изменением фона и позы Демона.

После Октябрьской революции коллекционер Владимир Гиршман передал картину в Государственную Третьяковскую галерею.

В конце 1890-х годов появился «Демон летящий», который сейчас находится в коллекции петербургского Русского музея, а в 1901 году – «Демон поверженный», попавший в Третьяковскую галерею.

В последствии Врубелем была создана скульптурная голова Демона. Во второй половине 1920-х годов она не понравилась неуравновешенному психу, пришедшему в Русский музей, чтобы ее разбить. После реставрации эту скульптуру больше не выставляли на всеобщее обозрение.

«Демон сидящий» глазами Врубеля и простых зрителей

Во время работы Врубеля над «Демоном» его сестра получала от художника письма, в которых он рассказывал о создании «полуобнаженной, крылатой, молодой, уныло-задумчивой» сидящей фигуры, обнявшей свои колени. Позади нее заходит солнце, а взгляд Демона направлен в сторону цветущей поляны.

Врубель писал, что создает сильное существо с «мускулистым телом, крупными чертами лица, волевым подбородком и мощной шеей». У него «огромные печальные глаза и по-женски чувственный рот».

На полотне действительно изображен сильный юноша с печальным взглядом, устремленным вдаль, сцепленными пальцами рук и поникшей головой, что говорит о его отчаянии и тоске. В лице Демона просматриваются женские черты. Создается ощущение, что после познания простых человеческих радостей герой ищет свое место в этом мире. Демон скитается, чтобы найти ответы на интересующие его вопросы и освободиться.

Неповторимые особенности картины

Врубель искал фотоснимки, на которых запечатлены горные пейзажи. Он хотел, чтобы мрачный Демон сидел на идеальном фоне. В итоге Михаил Александрович остановил свой выбор на необычных цветах, написанных в виде разноцветных кристаллов, благодаря которым картина становится одним большим «драгоценным камнем».

Учителем Врубеля в Императорской Академии художеств был Павел Чистяков. «Кристаллическая» живопись Михаила Александровича сформировалась под его влиянием. Для нанесения краски на холст он использовал мастихин (металлическую лопатку). Плоские, широкие и короткие мазки создавали своеобразную мозаику.

«Демон сидящий» - уникальная картина. В ней странно сочетаются холодные и теплые оттенки, наводящие на мысль о самородках неизвестных горных пород. Не случайно увлечением юного художника была минералогия. В молодости он использовал гипс для создания моделей и любил смотреть, как играют грани драгоценных камней.

Посетители музея, первый раз видевшие «Демона сидящего» и не догадывающиеся, что это злой персонаж, относились к герою с симпатией. Затем они узнавали, как называется картина, и искали в Демоне что-то отталкивающее. Персонаж Врубеля воплощает в себе противоречивые и сложные качества. У нас есть выбор: сострадать или презирать, любить или ненавидеть его.

Для современников Врубеля Демон – это непокоренный, прекрасный и одинокий человек, «вещий сон художника о самом себе».

 

Важная информация!

Вы можете всегда посмотреть оригинал картины "Демон сидящий" в нашей галерее картин www.Kibart.ru

Если вы художник - разместите свои работы в картинной галерее Kibart.ru

Категории
Новости
Самые последние новости
Статьи
Статьи на интересные и полезные темы
Искусство - наше все
Все о мировом искусстве
Известные картины
Самые известные работы мировых художников
Известные художники
Все самое интересное и актуальное о художниках мирового масштаба