Большое практически квадратное полотно содержит изображение озера, для написания которого художник использовал холодные голубые оттенки. Конь и всадник находятся на его фоне. Красный жеребец расположен на переднем плане композиции. Ногой он вступает в воду, что приводит к появлению зеленоватых волн.
На полотне можно увидеть трех лошадей и столько же мальчиков. Передний план занимает красный конь с обнаженным юным всадником. Другие написаны художником позади него. Одного мальчика Петров-Водкин изобразил рядом с белой лошадью, а у другого видна только спина. Под ним оранжевый конь.
На картине заметен сферичный водоем. Трех лошадей и мальчиков связывает единое пластическое движение. Петров-Водкин применил сферическую перспективу. Как иконописцы, художник переносил на холст изображения предметов, показанных сразу сбоку и сверху.
Всадника на картине «Купание красного коня» некоторые сравнивают с Георгием Победоносцем, символизирующего победу добрых сил над злыми.
Конь выделяется необычным цветом. Художник был последователем традиций русских иконописцев, которые красным цветом подчеркивали величие жизни, а в некоторых случаях жертвенность. Ассоциация с розовым берегом – цветущие в райском саду деревья.
Петров-Водкин не изобразил какой-то реальный водоем. Для него это Вселенная. Зеленым цветом он хотел передать цветущую вечную жизнь, а отражение синего неба в воде – это высший мир.
1912 год. Лето. Художник отправился в южный город Хвалынск. Над первой и второй версиями своего шедевра он работал в Мишкиной Пристани.
По воспоминаниям самого Петрова-Водкина, вначале на картине должна была появиться бытовая сцена со старой деревенской гнедой лошадью, у которой «хорошая морда».
Кузьма Сергеевич писал процесс купания в трех вариантах. Но он хотел придать своей работе определенное «живописное значение» для уравнивания формы и содержания, и придания социальной значимости своему произведению.
От первого варианта, уничтоженного художником, не осталось ничего. Вторую версию полотна можно увидеть на черно-белом фотоснимке. Оба варианта содержали четвертую фигуру, придерживающую лошадь спереди.
Наступила осень. Петров-Водкин вернулся в Северную столицу и написал окончательный вариант своего шедевра.
В 1911 году Кузьма Сергеевич встретился со своим учеником Сергеем Колмыковым, который показал наставнику собственную картину «Купание красных коней» с изображенными на ней желтоватыми людьми и рыжими лошадьми, плещущимися в водоеме.
В своем дневнике Сергей написал о том, что именно он стал прототипом главного героя картины «Купание красного коня», разница лишь в длине ног, у изображенного на картине мальчика они короче, чем у Колмыкова.
Также известно о двух других возможных прототипах главного героя шедевра Петрова-Водкина. У художника был двоюродный брат Александр Трофимов, которому художник написал письмо о своей новой работе и сообщил, что «посадил» его на коня.
По мнению Александра Семочкина, руководившего музеем Владимира Набокова в Рождествено, писатель послужил моделью для Петрова-Водкина, работавшего над этой картиной.
Прототипом лошади стал реальный жеребец из Мишкиной Пристани, которого звали Мальчиком.
Первый публичный показ картины состоялся в 1912 году во время выставки «Мира искусства». Через два года полотно отправилось в Швецию на «Балтийскую выставку» в Мальме. Король Густав V наградил русского художника медалью и почетной грамотой.
После начала Первой мировой войны, революции и гражданского противостояния в России картину решили оставить в Швеции. Только в середине прошлого века работы русского художника вернулись в Россию и были переданы его семье. Шедевр мастера его родственники продали Казимире Басевич. В начале 1960-х годов она передала картину в Третьяковскую галерею.
Красного коня Петрова-Водкина сравнивают с судьбой России, летящей вперед, покоряющей пространство и время.
Вы можете всегда посмотреть оригинал картины "Купание красного коня" в нашей галерее картин www.Kibart.ru
Если вы художник - разместите свои работы в картинной галерее Kibart.ru