В 1880-х годах в семье Крамского умерли два ребенка. Самого художника тоже подкосила болезнь. Он страдал от сердечной аневризмы. Иван Николаевич чувствовал, что жизнь уходит, а он не успел реализовать свой талант, так как постоянно работал на заказчиков. Теперь художник хотел заниматься чистым искусством, но спонсоров он так и не нашел. Хоть Павлу Третьякову и нравились его портреты, но и он не помог Крамскому.
Именно в это трудное время художник написал портрет «Неизвестной», который Товарищество передвижников отобрало на свою одиннадцатую выставку. Картина Крамского – ее самое громкое событие. Взволнованный художник не пришел на открытие экспозиции, а когда позже приехал на выставку, ему пришлось отбиваться от вопросов восторженной толпы, которая хотела знать, кто изображен на портрете.
Несмотря на сумасшедшую популярность «Неизвестной», картина не заинтересовала Павла Третьякова. Шедевр Крамского много лет переходил из одной частной коллекции в другую.
Ходили слухи, что «Неизвестная» - предвестница несчастий. Первый владелец картины потерял жену, которая его бросила, в доме второго произошел пожар и он мог погибнуть, а третьего хозяина портрета ждало банкротство. В середине 1920-х годов «Неизвестная» вновь оказалась в России, после чего ее передали в Третьяковскую галерею.
В 2013 году Дежурные конюшни в Царском селе стали местом проведения мероприятия «Живопись в 3D», на котором можно было увидеть скульптуру «Неизвестной», созданную Александром Таратыновым.
На портрете мы видим элегантную молодую девушку на петербургском Невском проспекте. Она села в открытый экипаж, который стоит на фоне Аничкова моста и Александринского театра. Ее глаза под бархатными ресницами со снисхождением смотрят на нас. Девушка прекрасно выглядит в модном бархатном пальто «Скобелев», для оторочки которого использовали синие атласные ленты и соболиный мех, стильной шляпке-беретке «Франциск» с перьями, «шведских» кожаных перчатках, муфте и золотом браслете. Ее дорогой и элегантный вид отражает моду 80-х годов XIX века.
Но все это лишь показная красота, которая не указывает на высшее общество. По насурьмленным бровям, помаде и наведенному румянцу можно понять, что эта дама относится к полусвету. Скорее всего, ее содержит богатый господин в качестве камелии – своей любовницы. По свободному месту в экипаже возле девушки можно понять, что к ней подсядет мужчина, не желающий скучать по вечерам. По меткой характеристике критика Стасова – это «Кокотка в коляске!».
Некоторые исследователи творчества Крамского считают, что художник писал портрет «Неизвестной» со своей дочери Софьи. Другие утверждают, что на картине изображена крестьянка Матрена, которую взял замуж дворянин Бестужев. Крамского покорила красота этой женщины.
Говорят, что «Неизвестная» - это ведущая актриса Александринки Мария Гавриловна Савина, провинциалка, покорившая петербургскую публику. Когда Крамской писал картину, девушке было 29 лет. Выделяют ее внешнее сходство с «Неизвестной». Она запомнилась зрителям своими большими и выпуклыми темными глазами, черными волосами и выразительным носом. Семья Крамского водила с ней знакомство.
Некоторые считают, что на знаменитой картине автор изобразил «гражданскую жену» Александра II Екатерину Долгорукую. Но ее в момент создания шедевра не было в Петербурге, так как женщина попала в опалу. Кроме того, сохранились многочисленные фотографии и несколько портретов с изображением светлоглазой русой блондинки, черты лица которой совсем не похожи на «Неизвестную».
Часть исследователей творчества Крамского говорят, что это портрет некой лезгинки из азербайджанских Кусар.
В 1873 году художник приехал в гости к графу Льву Толстому для создания портрета писателя, который в это время сочинял роман «Анна Каренина». Автор описал свою героиню точно такой, как «Неизвестная». Возможно, именно этот образ был перенесен Крамским на холст.
В Чехии находится этюд к знаменитой картине. Он отличается более грубым и вульгарным лицом девушки. На портрете изображена простоватая дама с наглым взглядом, у которой выделяется чувственный вздорный рот. Изначальный набросок полностью исключает благородство этой женщины.
Исследователи творчества Крамского изучили его личные дневники и письма, в которых художник даже не намекнул, с кого он написал свой шедевр. Возможно, эта великолепная Незнакомка случайно повстречалась ему и сильно впечатлила мастера. Чудо рождения подобных шедевров порой нельзя объяснить. Безусловно, художника могла подвести память. Даже если он точно не запомнил внешность эффектной дамы, то все же часто вспоминал об ее надменном, слегка насмешливом взгляде, который мог вдохновить мастера на создание шедевра.
Вы можете всегда посмотреть оригинал картины "Неизвестная" в нашей галерее картин www.Kibart.ru
Если вы художник - разместите свои работы в картинной галерее Kibart.ru