Андрей Рублев изменил русскую иконопись. «Троицу» он создал, предположительно, в 1420-х годах. Существует версия, что эту икону Рублева попросил написать игумен Троицкой обители (нынешней Троице-Сергиевой лавры) Никон. Так он хотел почтить память своего учителя Сергия Радонежского, который основал монастырь.
Около полувека «Троица» не покидала стен обители. Из-за копоти от свечек, тепла от их пламени и влажности икона изменилась. В конце 16-го столетия она уже находилась в золотом окладе.
Сюжетно «Троица» содержит описание события, о котором рассказывает Книга Бытия в восемнадцатой главе. Праотец Авраам встретился с тремя странниками, для которых была подготовлена трапеза. От Ангелов он узнал о будущем рождении сына, который станет основателем сильного и великого народа. Три Ангела, написанные Рублевым, сидят по кругу на одинаковой удаленности друг от друга. Они олицетворяют собой Божественную тайну. Существо Бога едино, но Он представлен в мире тремя ипостасями – Отцом, Сыном и Духом Святым. Левый ангел сидит на фоне дома – символа Бога Отца. За средней фигурой можно увидеть смоковницу, указывающую на древо-крест. На нем распяли Сына Божьего. Правый путник сидит на фоне горы – символа духовной высоты благодати Духа Святого. Возможное значение стола – «трапеза Авраамова», почитаемая константинопольская реликвия. В Средние века сложилось представление, что это гроб Господень. Может быть, такая трактовка связана с прямоугольным отверстием в столе. Во времена Раннего Средневековья святых хоронили в гробах, которые впоследствии использовали, как престолы. Верующие приходили к ним поклониться и видели в оконцах мощи святых. Троица запечатлена на т. н. «предвечном совете». Ангелы сидят вокруг жертвенной чаши, в которой находится голова тельца. Это композиционный центр иконы. Рука среднего Ангела тянется к чаше. Так Рублев передал чистую и жертвенную любовь Всевышнего к человеку и просьбу Господа отречься от всякого зла, перестать совершать злодеяния, сосредоточится на добрых поступках, поиске правды, спасении угнетенных, защите сирот и вдов.
Икона «Троица» - это три деревянных доски из липы. Для их соединения были использованы клей и врезные шпонки. До того как нанести грунт (левкас), наклеили двумя кусками паволоку. Левкас – это мел, смешанный с кальцитом и белковым клеем. Икона имеет толщину - 3 см, высоту - 139 см и ширину – 112 см. Она весит 23,3 килограмма. Скорее всего, для создания предварительного наброска Андрей Рублев использовал сухой уголь, а для эскизного рисунка – кисть и жидкие чернила, в состав которых входили камедь, яичный желток и древесный уголь. Существует высокая вероятность, что построение композиции происходило по ходу создания иконы. «Троица» написана красками с минеральными пигментами: гематитом, азуритом, киноварью, глауконитом, охрой, свинцовыми белилами и органическими красками, которые иконописец изготовил сам. Рублев включил в смесь разные пигменты, чтобы получить гармоническую цветовую гамму и изысканные переходы. Сусальное золото он использовал для покрытия ангельских нимбов, фона рисунка и его полей.
В Троицком соборе неоднократно проводили обновления убранства и самой «Троицы». В 17-м веке царь Михаил Федорович Романов нанял мастеров для выполнения таких работ. Ближе к концу 18-го столетия инициатива реставрации убранства Троицкого собора исходила от митрополита Платона. В 19-м веке для выполнения этих работ наняли палехских мастеров. По мнению специалиста Третьяковки Левона Нерсесяна, реставрация, которую провели в 19-м столетии, оказалась самой губительной для «Троицы» Рублева. Палехскими мастерами для лучшего нанесения новых красок с первоначального слоя была стерта пемза. Принято считать, что фон и одежды Ангелов были повреждены механически, когда реставраторы использовали пемзу. Святые лики не стерты из-за благоговейного отношения к ним художников-реставраторов. Им удалось сохраниться практически в первоначальном виде. То же самое касается, так называемых, «пробел» - самых освещенных участков иконы. В 1904 году «Троица» была обнаружена коллекционером, будущим первым руководителем Третьяковской галереи Ильей Остроуховым. Он попросил известного иконописца Василия Гурьянова о расчистке иконы и тот снял с нее верхние наслоения. Полная реставрация «Троицы» была завершена в 1926 году. Икону передали в Третьяковскую галерею. Когда началась Великая Отечественная война, ее решили хранить в Новосибирске. В 2022 году первый раз за прошедшее столетие «Троица» снова оказалась в Троице-Сергиевой лавре, куда ее привезли во время проведения торжеств, посвященных шестисотлетию обретения мощей Сергия Радонежского. В 2023 году «Троица» экспонировалась в храме Христа Спасителя, после чего началась ее реставрация.
Вы можете всегда посмотреть оригинал картины "Троица" в нашей галерее картин www.Kibart.ru
Если вы художник - разместите свои работы в картинной галерее Kibart.ru