Михаил Юрьевич Лермонтов погиб в 1841 году. К полувековому юбилею этой трагической даты петербургским издателем Петром Кончаловским началась подготовка к выпуску собрания сочинений классика русской поэзии. Иван Шишкин решил проиллюстрировать для этой книги «Сосну».
Выбор стихотворения не был случайным. После смерти жены и переезда вышедшей замуж дочери в Карелию художник чувствовал себя очень одиноким. Лидия Шишкина жила с мужем Борисом Ридингером в финской усадьбе на мысе Мери-Хови, который окружают безжизненные скалы и залив. Именно в этих краях в 1891 году Иван Иванович работал над натурными эскизами..
Шишкину понравилась карельская зима и идеальное снежное покрытие. Он любовался местной природой и делал наброски для нескольких картин – «На севере диком…», «К вечеру» и «Морозный день».
Известно о двух рисунках-эскизах картины по стихотворению Лермонтова, написанных Шишкиным в 1890 году. Для их создания художник использовал бумагу и графитный карандаш. Размер одного эскиза 21,6х16,4 сантиметра, а другого – 30,3х22,5 сантиметров. Их можно увидеть в Государственном Русском музее, а оригинальное полотно – в Киевской картинной галерее.
Лермонтов написал стихотворение об одиночестве. Этому чувству посвятил свою картину и Шишкин. На ней изображена неприступная голая скала с растущей на ней одинокой сосной. Ее окружают тьма, лед и снег, который практически полностью покрыл дерево. Тяжелый груз на вервях гнет их вниз. Куда ни глянь, все находится в снегу.
Свет от Луны художник использовал для освещения мрачного ущелья. Создается ощущение, что все живое покинуло это морозное царство.
Невзирая на сильный холод, пронизывающий ветер и снежную бурю сосна продолжает расти в практически безжизненном месте. Никакие ураганы и стихия не могут ее согнуть. Хочется верить, что она продолжит здесь расти и крепнуть.
Лермонтов использовал поэзию, а Шишкин – живопись для сравнения человека и дерева, которые похожи своим вселенским одиночеством. Это даже не сосна, а брошенный, грустный человек, которого не поддерживают родные, не говорят ему теплые слова и не общаются с ним.
Внизу под огромным деревом начинается темная бездна, запечатленная художником в своем серо-синем, ледяном безмолвии. Хоть самого лунного света мы и не видим, но угадываем его по освещенной поникшей макушке дерева и тени от могучей сосны.
Ночное освещение кажущегося предрассветным неба позволяет наблюдать за спокойно проплывающими облаками.
Одинокому дереву-великану здесь не с кем «поговорить». Оно находится в состоянии дремы. Ему снится жаркая страна, где в таком же одиночестве «на утесе горючем прекрасная пальма растет». Но соединение этих двух душ невозможно, поэтому происходит усиление таких чувств, как обреченность, одиночество и страдания.
Вчитайтесь лермонтовский стих и всмотритесь в шишкинскую картину и поймете, что эта история не так печальна, как кажется на первый взгляд. После окончания зимы придет тепло, на каменных скалах и в дальних равнинах появится веселая зелень, а на ожившем дереве – молодые и свежие иголки.
Художник использовал колоритные цвета довольно ограничено. Но он прекрасно разбирался в тональных принципах. На полотне отсутствует яркий колорит, но оно наполнено многогранными и эффектными оттенками, тонами, полутонами и световыми градациями, благодаря которым зрители видят, в каком состоянии изображена природа.
Заснеженный исполин оживает на картине благодаря грамотному использованию Шишкиным светотеней, чередованию теплых и светлых композиционных планов, что приводит к появлению глубины пропасти и шири горизонта.
Иллюстрируя конкретный пессимистичный и даже депрессивный текст, художник сконцентрировал внимание на основной идее, которая характерна для его творчества. Всю свою жизнь он прославлял русскую природу, ее величие и мощь.
Вы можете всегда посмотреть оригинал картины "На севере диком..." в нашей галерее картин www.Kibart.ru
Если вы художник - разместите свои работы в картинной галерее Kibart.ru