Родным городом художника была Астрахань, где он появился на свет 23 февраля 1878 года. Мальчик вырос в купеческой среде, но в семье профессора, семинарского преподавателя богословия, логики, философии и филологии. Боря его не помнил, так как Михаил Лукич скончался в 1879 году.
Ребенок жил со своей матерью Екатериной Прохоровной, которая учила детей астраханских богачей играть на фортепиано. Ее рукоделия покупали богатые купчихи. Детство Бори прошло с двумя сестрами и младшим братом.
У мальчика рано обнаружилось художественное дарование. Рисовать его учил астраханский художник Павел Власов. Потом Кустодиев стал студентом Петербургской академии ваяния и зодчества, где его мастером был Илья Репин, который привлек талантливого ученика к созданию правой части «Торжественного заседания Госсовета 7 мая 1901 года». Эта работа подтвердила профессионализм Кустодиева, который впоследствии получал дорогостоящие заказы на написание портретов.
В 1900 году Борис Михайлович работал над летними этюдами в Костромской губернии. Он приехал в усадьбу Высоково, где встретил Юлию Прошинскую, студентку Александровского училища, которое открыл Смольный институт. После окончанию учебы ее приняли на должность машинистки в одно из петербургских учреждений.
В 1903 году состоялось венчание Бориса и Юлии. Стройная и утонченная жена Кустодиева отличалась от пышных женщин, которых художник изображал на своих картинах, достаточно лишь вспомнить «Купчиху за чаем».
Первое десятилетие XX века было успешным для Кустодиева. Он освоил графику и написал много карикатур для «Искр», «Адской почты» и «Жупела». Эти журналы пользовались популярностью. Издатели выпустили гоголевскую «Шинель» с иллюстрациями Кустодиева. Борис Михайлович и его коллега Александр Головин создавали декорации для спектаклей Мариинского театра. В конце десятилетия Кустодиев стал Академиком живописи.
В 1910-х годах у художника начала прогрессировать болезнь рук. Его позвоночник (спинной мозг) был поражен опухолью.
Кустодиев отправился в Швейцарию, где его лечил известный немецкий доктор. Была назначена операция, но после начала Первой мировой войны выезд за границу стал невозможен. Из-за упущенного на лечение времени болезнь снова вернулась.
Больной Кустодиев преимущественно писал акварели. Масло он использовал только для создания одного портрета, на котором изображен Федор Шаляпин. На знаменитом оперном певце можно увидеть роскошную шубу. В руке он держит трость, а рядом с ним на снегу стоит французский бульдог.м
Федор Иванович попросил Бориса Михайловича создать декорации для «Вражьей силы». Эту оперу написал Александр Серов. С этого момента началась дружба Шаляпина и Кустодиева. Один заказчик рассчитался с Федором Ивановичем за выступление меховой шубой. Узнав об этом, художник решил изобразить эту «трудовую добычу» Шаляпина на портрете певца.
Кустодиев с удовольствием писал пышных купчих и обнаженных «русских Венер», вызывая этим небольшую ревность жены. Борис Михайлович работал в Астрахани, потом переехал на дачу в Кинешму. На его картинах появилось много ярмарок, массовых гуляний и простого люда.
Автора «народной» живописи оценили пришедшие к власти в России большевики. В 1920 году Кустодиев в Северной столице провел свою первую и последнюю персональную выставку, на которой можно было увидеть знаменитую «Купчиху за чаем».
В 1925 году Борис Михайлович написал «Русскую Венеру», которую относят к его самым известным картинам. Денег на приобретение большого холста у него не было. Кустодиев взял семейный портрет «На террасе» и на его обратной стороне написал «Русскую Венеру».
В 1927 году Наркомпрос выделил больному художнику тысячу долларов на лечение в Германии, но 26 мая Борис Михайлович внезапно умер.
Вы можете всегда посмотреть картины "Бориса Кустодиева" в нашей галерее картин www.Kibart.ru
Если вы художник - разместите свои работы в картинной галерее Kibart.ru